Кораблестроение

Частный капитал в военном кораблестроении России 1994 - 2005 гг.

Дата публикации: июнь 2005 г.

Военное кораблестроение, одна из наиболее значимых отраслей отечественного ОПК. В 90-ые годы прошлого века значительная часть предприятий перешла в руки частных владельцев. На сегодня частный капитал занимает доминирующие позиции в строительстве надводных кораблей и контролирует ряд предприятий подводного кораблестроения. Предлагаемая статья содержит ретроспективный анализ развития крупнейших частных судостроительных предприятий, участвующих в производстве военной техники. Автор уделил наибольшее внимание динамике отношений собственности, контрактных обязательств и развития интеграционных процессов. Структурно работа состоит из пяти разделов. Четырех, посвященных наиболее значимым компаниям и объединениям (“Балтийский завод”, “Северная верфь”, “Концерн средне- и малотоннажного кораблестроения”, “Группа морские и нефтегазовые проекты”), и заключения, где автор подвел некоторые итоги исследования и сформулировал ряд прогнозов. Работа опирается на открытую информацию – публикации в СМИ, internet материалы, электронные базы данных Госкомстата, ФСФР, СКРИН. В случаях, когда автор использует собственную информацию, дается соответствующая ссылка.

 

“Балтийский завод”

“Балтийский завод” основан в 1856 г. и, наряду с судостроительным заводами в г. Николев (Украина), являлся основным в СССР производителем крупных военных кораблей. В частности, здесь в послевоенный период были построены семь легких крейсеров пр. 68 бис. (1949-1955 гг.) и серия из четырех ракетных крейсеров пр. 1144 с атомной энергетической установкой (1974-1998 гг.). В начале 90-х гг. предприятие заканчивало достройку атомного ракетного крейсера пр. 1144 “Петр Великий” (при закладке “Юрий Андропов”). Объединение так же включает в себя ряд производств судового машиностроения - котлов, судовой арматуры, гребных винтов и т.д.

“Балтийский завод” был акционирован в 1993 году. Приватизация предприятия проходила по второму варианту. 51% акций были переданы трудовому коллективу по закрытой подписке. Остальные акции были проданы в ходе нескольких чековых и денежных конкурсов. К 1996 г., пользуясь поддержкой генерального директора Олега Шуляковского компании, связанные с группой ИСТ консолидировали более чем контрольный пакет акций “Балтийского завода”. Основным владельцем группы ИСТ является >>>

 

"Северная верфь"

Наверх

Помимо “Балтийского завода” крупные надводные боевые корабли способно так же производить другое предприятие С-Петербургского кораблестроительного центра – ОАО “Судостроительный завод “Северная верфь”. Предприятие было основано в 1912 г. как “Путиловская верфь”, затем переименовано в Судостроительную северную верфь, далее – в “Ленинградский судостроительный завод имени А.А. Жданова”, с 1992 г. – АООТ “Северная верфь”, с 1997 г. – ОАО “Судостроительный завод Северная верфь”. В период после Великой отечественной войны предприятие специализировалось на строительстве надводных боевых кораблей водоизмещением 5 000- 7 000 тонн. Всего в 1945 - 1991 гг. на верфи было построено 8 крейсеров, 19 больших противолодочных кораблей (БПК), 53 эсминца, 8 сторожевых кораблей (СКР). В конце 40-х гг. на предприятии был сооружен крытый эллинг с четырьмя построечными местами. В 1970-х гг. проведена масштабная модернизация производства. В 1992 г. на стапелях “Северной верфи” в постройке в различной стадии готовности находилось 7 эсминцев пр.956 (“Современный”).

В 1993 г. предприятие было приватизировано. В государственной собственности осталось около 20%. Около 20% акций были приобретены на инвестиционном конкурсе немецкой судостроительной корпорацией Bremer Vulkan >>>

 

“Концерн средне- и малотоннажного кораблестроения”

АКБ “Межрегиональный инвестиционный банк” (МИБ) является еще одним центром консолидации российского надводного кораблестроения. Связанные с МИБ судостроительные заводы объединены в составе “Ассоциации средне- и малотоннажного кораблестроения”, созданной в 2001 г. Ассоциация первоначально включала в себя ОАО “Прибалтийский судостроительный завод “Янтарь” (Калининградская область), ОАСО “Вымпел” (г Рыбинск Ярославской области), ОАО “Амурский судостроительный завод” (г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край), ФГУП ЦМКБ “Алмаз” (С.-Петербург), ФГУП “Средне-Невский судостроительный завод”, ФГУП “Хабаровский судостроительный завод”, а так же АКБ МИБ. В уставном капитале ОАО “Концерн среднего и малотоннажного кораблестроения” (КСМК, управляющая компания объединения), де-юре наибольшее участие имел ЦМКБ “Алмаз” – 14,32%. У остальных участников – по 14,28%. Однако фактически КСМК контролирует АКБ МИБ, который выступил инициатором создания концерна. Активы банка на 1 октября 2004 составляли 7,2 млрд. руб. (99 место среди российских банков), капитал – 2,6 млрд. руб. (51 место). Банк контролируется его менеджментом. Председатель совета директоров - Игорь Кругляков, председатель правления - Александр Бланк, первый заместитель председателя правления - Андрей Кузнецов. МИБу через через аффилированные структуры принадлежат более чем контрольные пакеты ОСАО “Вымпел” и “Амурского судостроительного завода”, а так же более чем блокирующий пакет акций ПСЗ “Янтарь”. >>>

 

Группа “Морские и нефтегазовые проекты”

В состав ОАО Группа “Морские и нефтегазовые проекты” (Группа МНП) входят следующие судостроительные предприятия: ОАО “Завод “Красное Сормово” (г. Нижний Новгород), ОАО “Судостроительная фирма “Алмаз” (г. Санкт-Петербург), ОАО “Волгоградский судостроительный завод” (г. Волгоград), ОАО “Cудостроительно – судоремонтный завод им. III Интернационала” (г. Астрахань), ОАО "Завод нижегородский теплоход" (г. Нижний Новгород). Военные программы реализуются на “Алмазе” и “Красном Сормове”. >>>

Некоторые выводы и прогнозы

Совокупный доход судостроительных заводов четырех крупнейших частных холдингов, занимающих военным судостроением, в последние годы составлял в среднем около $440 млн. Доходы описанных выше компаний приведены в Таблице 1. >>>

Последние события

12.09.2005 ОАО Судостроительная фирма “Алмаз”

Об Авторе | Пишите нам | ©2005 Михаил Козырев

Сайт создан в системе uCoz