Главное за неделю. Выпуск №1, 12 сентября 2005
- ОАО НПО "Сатурн". Крупнейший заказ за последнее десятилетие.
- ОАО Судостроительная фирма “Алмаз”. В одиночное плавание.
- ОАО “Мотовилихинские заводы”. Заем под “Смерчи”.
ОАО НПО “Сатурн”
Крупнейший заказ за последнее десятилетие
На минувшей неделе министр обороны Сергей Иванов подтвердил информацию о подписании контракта на поставку Китаю около 40 военно-транспортных самолетов Ил-76 и топливозаправщиков Ил-78. Машины будут простроены на Ташкентском авиационно-производственном объединении им. Чкалова (ТАПОиЧ) в кооперации с российскими разработчиками и производителями. Наиболее крупный заказ из них получит ОАО НПО “Сатурн”( STRN ). Предприятие поставит до 240 двигателей Д-30КП-2 на сумму более $300 млн. Двигатели будут изготавливаться на Рыбинском моторостроительном заводе компании. Для предприятия это первый за последнее десятилетие крупный поставочный контракт.
Акции НПО “Сатурн” отражены в котировках RTS Board , на бирже акции не торгуется. Компания реализует облигационную программу – в настоящей момент в обращении находятся облигации выпусков 2003 и 2005 года выпуска (объемами 500 млн. руб. и 1,5 млрд. руб. и сроками погашения 2006 и 2008 год соответственно).
В 2004 г. чистая прибыль НПО "Сатурн" по РСБУ составил 481,4 млн. рублей (на 36,2% меньше, чем в 2003), выручка – 6,740 млрд. рублей (рост по сравнению с 2003 г. – 1,5%). Если в реализации китайского контракта не возникнет серьезных проблем (прежде всего риски касаются возможности ТАПОиЧ возобновить серийное производство Ил-76), показатели “Сатурна” по итогам будущего года должны существенно улучшиться.
ОАО Судостроительная фирма “Алмаз”
В одиночное плавание
Судостроительная фирма “Алмаз” (С.-Петербург, ALMZ ), одно из ведущих предприятий группы “Морские и нефтегазовые проекты” (МНП, выделившиеся из состава ОАО “Объединенные машиностроительные заводы” судостроительный бизнес и производство нефтедобывающего оборудования), обрела самостоятельность. По словам Леонида Грабовца, генерального директора СФ “Алмаза”, менеджмент предприятия обменял свою долю в акционерном капитале МНП на акции “Алмаза”, находившиеся в собственности группы.
“Алмаз” – одно из наиболее перспективных кораблестроительных предприятий России, специализируется на производстве десантных кораблей на воздушной подушке, ракетных, артиллерийских, сторожевых и патрульных катеров. В настоящее время “Алмаз” ведет строительство для российского ВМФ двух малых артиллерийских кораблей пр. 21630 (тип “Буян”) и сторожевого корабля пр. 10410 «Светляк» для Погранслужбы ФСБ. Кроме того, на предприятии проходит ремонт малый десантный корабль на воздушной подушке пр. 12322 “Зубр”. Выручка предприятия в 2004 г. составила $87 млн. (в 2003 - $40 млн.). Чистая прибыль по итогам 2004 г. - $4,2 млн. (в 2003 - $1,7 млн.). По итогам 2005 года выручка предприятия прогнозируется на уровне $50 млн. По словам Леонида Грабовца, если в 2004 году 70% выручки предприятия обеспечивали экспортные заказы, и лишь 30% - заказ российского Минобороны, то в 2005 году соотношение изменится в пользу внутреннего заказа.
Среди судостроительных предприятий МНП СФ “Алмаз” показывала наибольшую рентабельность. Его выход из состава группы знаменует логичное развитие стратегии МНП, стремящейся снизить риски непредсказуемости поступления военных контрактов и фокусирующейся на гражданском судостроении.
В то же время, из российских предприятий – производителей боевых надводных кораблей (БНК) “Алмаз” сегодня имеет наибольшие шансы воспользоваться преимуществами растущего гособоронзаказа. Если производство кораблей водоизмещением более 2 000 тонн сталкивается с хроническим недофинансированием, то строительство кораблей и катеров меньшего водоизмещения (ниша СФ “Алмаз”) находится в пределах возможностей военного бюджета.
Акции предприятия внесены в RTS Board в июне 2005 года, биржевых сделок по ним пор не производилось. После смены контролирующего владельца ситуация может измениться. Впрочем, нельзя исключать и того, что менеджмент “Алмаза” возьмет курс на интеграцию предприятия в создающееся в Петербурге под контролем “Международного промышленного банка” кораблестроительное объединение (сегодня в него входят ОАО “Балтийский завод” и ОАО “Северная верфь”). В таком случае в среднесрочной перспективе “Алмаз” может быть предложен рынку уже в составе объединенной кораблестроительной корпорации.
ОАО “Мотовилихинские заводы”
Заем под “Смерчи”
30 августа совет директоров ОАО «Мотовилихинские заводы» (Пермь, MOTZ ) принял решение о размещении облигационного займа общим объемом 1,5 млрд. рублей. Организатором размещения выбран Внешторгбанк, соандеррайтером - АКБ «Номос-Банк».
Согласно официальной информации, привлеченные средства будут направлены на рефинансирование долга предприятия, а так же модернизацию производства. Предполагается обновление станочного парка, приобретение комплексов высокоточной обработки, модернизация кислородной станции, установки непрерывной разливки стали и т.д. Общий объем планируемых до 2010 года инвестиций в модернизацию производства составляет около 10 млрд. руб.
ОАО “Мотовилихинские заводы” специализируется на выпуске военной продукции (артиллерийские системы и реактивные системы залпового огня (РСЗО)), нефтепромыслового оборудования, строительно-дорожной техники и спецсталей. Акции компании внесены в RTS Board, капитализация – $34 млн. Консолидированная выручка по РСБУ в 2004 г. составила 4,5 млрд. руб. (рост на 20% по сравнению с показателями 2003 г.), прибыль от продаж по итогам 2004 года – 500 млн. рублей, чистая прибыль – 150,6 млн. рублей.
Около 55% акций “Мотовилихинских заводов” контролирует московская группа компаний “Русь”, блокирующий пакет принадлежит ОПК “Оборонпром” (дочерняя структура ФГУП “Рособоронкэспрт”), 10% акций принадлежит тульскому государственному научно-производственному предприятию (ГНПП) “Сплав” (разработчик РСЗО). Наиболее значимым из возможных к подписанию контрактов является сделка на поставку в Индию партии РСЗО “Смерч” на сумму более $450 млн.. Контракт был парафирован “Рособоронэкспортом” в конце 2004 года, однако в связи с кадровыми перестановками в индийском правительстве его официальное подписание затягивается. Тем не менее, не исключено, что решение “Мотовилихинских заводов” о размещении облигаций связано с модернизацией и восстановлением производственного оборудования, необходимого для выполнения индийского контракта.