Частный капитал в военной промышленности
Направление стратегического развития России вновь предмет горячих дебатов. Ждет ли страну укрепление авторитарной модели и стремительный рост прямого участия государства в управлении экономикой? Или все же будет продолжена тенденция на укрепление частной инициативы, сохранена ставка на свободное частное предпринимательство как локомотив развития экономики, государства, нации? Я верю в здравый смысл. Порох изобретен в Китае, однако огнестрельное оружие получило развитие в Европе. Рыночная экономика и соответствующая социальная инфраструктура – изобретение Запада. Но я не вижу причин, по которым Россия не может их использовать, сохраняя собственную идентичность и суверенитет.
Причем здесь военная промышленность? Просто этот сектор – не исключение. Разработка и производство военной техники, так же как любой другой бизнес, требуют эффективной организации. Частный собственник при прочих равных условиях более эффективен, чем государство. Конечно, нельзя требовать тотальной приватизации – фундаментальные научные исследования военной направленности, производство стратегических систем вооружений, поддержание некоторых дорогостоящих ключевых технологий и ряд других сегментов всегда будут государственными. Но вокруг этого ядра, не приватизируемого по определению, на мой взгляд, должна быть создана конкурентная среда, стимулирующая участие частного капитала. Я полагаю, это сделает ВПК более эффективным и гибким, увеличит его прозрачность и снизит стоимость для налогоплательщиков.
Собственно, проект “ВПК 2010” – попытка ответить на вопрос, как лучше выстроить баланс сил и интересов между государством и частным бизнесом в столь специфичной области, как производство вооружений. Изучить пока что недолгую историю частных военно-промышленных компаний, проанализировать их текущее положение, заглянуть в будущее. Через пять лет посмотрим, что станется. Отработав в журналистике без малого десятилетие, я не склонен переоценивать силу печатного слова. Тем не менее, я уверен, изложенные в рамках проекта материалы и идеи не останутся не замеченными теми, кто принимает решения. Многим специалистам, работающим в военной индустрии и связанной с ней отраслях, так же будет интересно узнать об истории и настоящем своих компаний, конкурентов, смежников.
Первый отраслевой обзор посвящен частному капиталу в российском кораблестроении. Предмет анализа - четыре крупнейших объединения сектора, “Балтийский завод”, “Северная верфь”, “Концерн средне- и малотоннажного кораблестроения” и Группа “Морские и нефтегазовые проекты” (судостроительные активы, ранее принадлежавшие “Объединенным машиностроительным заводам”). Надеюсь, изложенные факты и их интерпретация позволит Вам систематизировать представление о событиях в отрасли за последнее десятилетие, возможно, кое-что окажется новым.
С уважением,
Михаил Козырев.