Об Авторе | История вопроса | Актуальные статьи

Архив/ 2005 год/ 24-10-05

Новое на сайте

9.10.2005 Открыт раздел "Актуальные статьи"

15.09.2005 Открыт раздел "Главное за неделю

20.08.2005 Обновилась информация в разделе "Об Авторе"

8.07.2005 Открыт раздел, посвященный частным инвестициям в российское кораблестроение >>>

Главное за неделю

Главное за неделю. Выпуск №7, 24 октября 2005

ОАО “Зеленодольский судостроительный завод”. Казань проконтролирует достройку “Гепардов”.

“Рособоронэкспорт” планирует до весны 2006 года подписать контракт с Вьетнамом на достройку двух сторожевых кораблей проекта 11661 "Гепард". Основные параметры сделки были согласованы в начале октября в ходе визита в Казань начальника штаба ВМС Вьетнама капитана первого ранга Фам Нгог Минема. Помимо достройки двух кораблей Зеленодольский завод обеспечит поставку комплектующих для сборки двух "Гепардов" на верфи города Хошимин. Стоимость контракта оценивается в $300 млн.

Малый сторожевой корабль проекта 11661 "Гепард" был разработан Зеленодольским проектно-конструкторским бюро в начале 80-х. Предназначен для борьбы с подводными лодками, надводными кораблями, воздушными целями. Имеет на вооружении два ракетных комплекса "Уран-Э", три зенитных ракетно-артиллерийских комплекса "Пальма", артиллерийскую установку АК-176М, вертолет типа Ка-31. Головной корабль проекта 11660 был заложен в Зеленодольске в 1988 г. для российского ВМФ. Однако военные критиковал проект за слабое вооружение для водоизмещения в 2000 тонн. В условиях бюджетного недофинансирования в начале 90-х корпус головного корабля серии был разобран на стапеле. Строительство еще четырех единиц было заморожено, однако начатые в постройке корабли разобраны не были в надежде на возможный экспортный контракт. Во многом благодаря усилиям правительства Татарии, достройка двух кораблей была включена в программу развития Каспийской флотилии. Первый корабль (“Татарстан”) был достроен и передан на Каспий в 2001 г., второй - "Дагестан", планируется сдать в 2007 г. Оставшиеся два корпуса на стапелях Зеленодольский завод безуспешно пытался продать Федеральной погранслужбе. Параллельно велись переговоры с рядом азиатских стран, в том числе и с Вьетнамом.

Судостроительный завод в Зеленодольске был основан в 1895 г. В послевоенный период на предприятии производились сторожевые корабли и катера. Всего было построено около 250 единиц. На начало 1992 г. в достройке на заводе находились четыре СКР пр. 11661, малый ракетный корабль пр. 1239 (сдан флоту в 1993 г., однако приемочные испытания из-за проблем финансирования затянулись 2000 г, корабль вошел в состав Балтийского флота под названием “Самум”) и два малых противолодочных корабля пр. 1124 (вошли в состав ВМФ РФ в 1993 и 1994 гг). В 90-х – 2002 г. на зеленодольской верфи были так же построены восемь катеров пр. 14170 (“Терьер”) для ФПС.

До 2003 г. Зеленодольский завод пребывал в статусе ГУП, предприятием управляло правительство Татарстана. В декабре 2003 г. судостроительный завод был акционирован, Геннадия Алексеева, генерального директора предприятия с начала 90-х гг., в этой должности сменил Юрий Яковлев. По некоторой информации, 100% государственный пакет акций завода был передан в управление ООО “Корус-холдинг” (крупный нефтетрейдер, связан с “Татнефтью” и “Башнефтью”). Предполагалось, что “Корус” станет стратегическим инвестором предприятии, профинансировав на первом этапе достройку двух нефтеналивных танкеров, заложенных в середине 90-х гг. Эти действия республиканских властей вызвали негативную реакции федерального центра. Агентство по судостроению планировало включить Зеленодольский судостроительный завод в состав Концерна средне- и малотоннажного кораблестроения (КСМК). Прокуратура Республики Татарстан начала поверку законности акционирования завода. По ее итогам в арбитражный суд РТ был подан иск с требованием признать незаконным постановление Министерства земельных и имущественных отношений (МЗИО) РТ о преобразовании предприятия. В казанском суде дело было проиграно, тогда Агентство по судостроению обратилось с подобным иском против МЗИО РТ в арбитражный суд г. Москвы. Однако вскоре иск был отозван. После визита в январе 2004 г. Татарстан Бориса Алешина (в тот период – вице-премьера российского правительства), стороны, видимо, пришли к согласию относительно целесообразности и формы вхождения Зеленодольского ССЗ в состав КСМК. Было заявлено, что Концерн получит в 75% минус одна акция, у Татарстана останется блокирующий пакет.

Однако вскоре Алешин потерял статус вице-премьера, агентство по судостроению было расформировано, возможности КСМК по лоббированию своих интересов резко сократились. В феврале 2005 года состоялась сделка, в ходе которой правительство Татарстана обменяло 75% акций АО "Зеленодольский завод им. Горького" на акции ОАО Холдинг “Ак Барс”. Основным акционером “Ак Барс” (50,62% акций) в настоящее время является АО "Связьинвестнефтехим", 100% акций которого владеет правительство Татарстана. “Связьинвестнефтехим” так же является основным владельцем компании “Татнефть” и ряда других ключевых компаний региона. Официальная цель создания “Связьнефтехиминвест” – повышение эффективности управления гос. пакетами. Неофициальная - новый холдинг должен аккумулировать активы, приватизация которых обеспечит будущее клана Минтимира Шаймиева после завершения его президентства.

Как бы то ни было, федеральные власти, похоже, смирились с тем, что Зеленодольский завод останется в сфере влияния Казани. Вьетнамский контракт, в случае его подписания, даст возможность близким к республиканским властям структурами загрузить мощности предприятия и извлечь дополнительных доход. Однако с достройкой серии сторожевых кораблей “Гепард” военных заказов в Зеленодольске, судя по всему, размещаться не будет. Будущее предприятия связано с гражданским судостроением, прежде всего постройкой и ремонтом нефтеналивных танкеров для Волги и Каспийского моря.

Основные показатели деятельности ОАО “Зеленодольский судостроительный завод им. Горького” в последние годы*.

Год

Выручка

2001

$20,7 млн

2002

$16,7 млн

2003

$21,5 млн.

2004

$30,3 млн

*Источник: отчетность предприятия по РСБУ.

Наверх

Главное за неделю. Архив.

Об Авторе | Пишите нам | ©2005 Михаил Козырев
Сайт создан в системе uCoz