Главное за неделю. Выпуск №8, 31 октября 2005
- ОАО "Северная верфь". Объем заказов превысил $1,9 млрд.
- ААК “Прогресс”. Новый директор привлек контракт от “Иркута”.
ОАО "Северная верфь". Объем заказов превысил $1,9 млрд.
24 октября стало известно, что Минобороны подписало контракт с ОАО “Судостроительный завод “Северная верфь” (С.-Петербург) на строительство головного фрегата проекта 22350. Стоимость контракта – около $320 млн. Cдача корабля ВМФ РФ запланирована на 2009 год. Проект разработан ФГУП "Северное ПКБ" (Санкт-Петербург). Это первый надводный корабль дальней морской зоны, который будет заложен для российского ВМФ после 15-летнего перерыва. Водоизмещение корабля - 8000 т, вооружение – противокорабельные крылатые ракеты 3М55 "Оникс", новая 130-миллиметровая артиллерийская установка А-192, противолодочный ракетный комплекс "Медведка-2", зенитный ракетный комплекс средней дальности "Ураган".
“Северная верфь” получила заказ по итогам тендера, проведенного в 2004-2005 годах управлением закупок и поставок кораблей, морских вооружений и военной техники Министерства обороны РФ. Согласно официальным заявлениям, при определении победителя помимо экономической составляющей предложения "Северной верфи" был учтен существующий опыт строительства на предприятии кораблей подобного класса и необходимый для этого производственный потенциал. В 1972-1979 годах заводом было построено шесть сторожевых кораблей проекта 1135 типа "Бдительный", спроектированных также Северным проектно-конструкторским бюро.
В то же время, по неофициальным данным, причиной затяжки с объявлением результатов тендера (конкурс завершился в апреле 2005 года) стало то, что цена, предложенная “Северной верфью” за строительство, была не самой низкой. В тендере так же участвовали ОАО “Прибалтийский судостроительный завод “Янтарь” (Калининград) и ФГУП “Севмашпредприятие” (Архангельская область). Реальным конкурентом “Северной верфи” был завод “Янтарь”, предприятие, сопоставимое по технологическим возможностям.
ПСЗ “Янтарь” входит в состав “Концерна средне- и малотоннажного кораблестроения” (КСМК). Концерн и “Объединенная промышленная корпорация” (основной владелец – “Межпромбанк”, главные активы – “Северная верфь” и “Балтийский завод”), являются сегодня основными игроками на рынке строительства боевых надводных кораблей в России.
С получением контракта на строительство фрегата, пакет заказов “Объединенной промышленной корпорации” в военном судостроении превысил $1,9 млрд. Контракты ОПК сосредоточены на “Северной верфи”. Предприятие ведет строительство двух эсминцев проекта 956Э для Китая ($1,4 млрд.), трех корветов пр. 20380 (около $180 млн.) и корабля разведки и связи пр. 18280 (стоимость не известна) для российского ВМФ.
Объем заказов КСМК в области надводного кораблестроения составляет около $200 млн. ПСЗ “Янтарь” ведет строительство большого десантного корабля пр. 11711 (около $90 млн.), достраивается корвет пр. 11540 и учебное судно пр. 12441 (два последних проекта представляют собой долгострой, стоимость завершения строительства оценить затруднительно). Судостроительный завод ОАО “Вымпел” (Рыбинск, Ярославская область) выполняет контакт с Вьетнамом на строительство двух ракетных катеров пр. 12418 и организацию лицензионного производства на верфи Бошон (Хошемин, Вьетнам) еще десяти единиц (стоимость программы составляет около $100 млн.). Кроме того, на ОАО “Амурский судостроительный завод” (г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край) КСМК ведет достройку двух многоцелевых атомных подводных лодок пр. 971 для последующей сдачи в лизинг Индии. Стоимость достройки оценивается в более чем $1,5 млрд.
ААК “Прогресс”. Новый директор привлек контракт от “Иркута”.
ОАО “Арсеньевская авиационная компания “Прогресс” ( AAKP , г. Арсеньев, Приморский край) с января 2006 года начнет выпуск учебно-тренировочных самолетов (УТС) Як-54, которые до сегодняшнего дня производились ЗАО “Саратовский авиационный завод”. Решение об открытии второй производственной линии принято ОКБ им Яковлева (дочерняя компания Корпорации “Иркут”) в связи со срывом САЗ выполнения в прошлом году заказа на производство трех самолетов для ВВС РФ.
“Прогрессу” будет передано выполнение контракта на производство около 50 Як-54 общей стоимость в $10 млн. Кроме того, на предприятии совместно с ОКБ им. Яковлева начнется подготовка производства УТС Як-152 (глубокая модернизация Як-54). Согласно официальным заявлениям руководство приморского предприятия, выпуск Як-152 начнется с 2007 года. Новая машина рассматривается в ОКБ им Яковлева как один из важных элементов предлагаемой ВВС новой концепции подготовки военных летчиков: Як-152 - первоначальная летная подготовка, Як-130 - базовая подготовка летчиков боевых самолетов (МиГ-29, Су-27 и др.).
В настоящее время мощности ААК “Прогресс” загружены в минимальной степени. Среди реализуемых предприятием программ – производство и модернизация противокорабельных крылатых ракет (ПКР) 3М80 “Москит”, достройка установочной партии вертолетов Ка-50 (пять машин, из которых две должны быть достроены в 2005, и еще три – в 2006), ремонт вертолетов Ми-24. Выручка предприятия в последние четыре года, согласно официальной отчетности предприятия составляла $2-3 млн, в то время как в 2000 году (по итогам выполнения контракта на поставку ПКР “Москит” в Китай) она составила около $9 млн..
50% акций предприятия находится в федеральной собственности. Большую часть остальных акций контролирует менеджмент компании, незначительный пакет распылен среди портфельных инвесторов. В 2004 году на предприятии произошла смена генерального директор – завод возглавил 49-летний Юрий Денисенко. При нем большинство членов правления составили выходцы из ОАО “Бор” (единственный в СНГ производитель борсодержащейся продукции, последние пять лет находится в состоянии банкроства, де-факто контролируется группой “Альянс”). Один из новых менеджеров “Прогресса”, первый заместитель генерального директора Дмитрий Коноплев (в 2001-2003 годах - финансовый директор ООО “Генеральный подрядчик горно-химического комбинат”, дочерняя структура ОАО “Бор”) в 2003-2004 годах занимал должность помощника генерального директора ОАО “Корпорация “Тактическое ракетное вооружение”.